Поиск автомобиля

Нелегкий выбор первого автомобиля

Нелегкий выбор первого автомобиля

Каждый у кого нет машины мечтает ее купить.
Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать.
И не делает это лишь потому что продав, останется без машины.
Кинофильм "Берегись автомобиля"

Определимся сразу: рекомендации, предлагаемые в этой статье, предназначены в первую очередь для потенциальных автовладельцев, не обладающих ни избытком свободных денежных средств, ни богатым собственным опытом. Первым следует обратиться к фирменным каталогам и выбирать сообразно вкусам и задачам, вторые же приглашаются поделиться своими знаниями.

Выбор автомобиля определяется многими факторами, не последнюю роль среди которых играет эмоциональный настрой или предрасположенность покупателя. Я же попробую рассмотреть вопрос с технико-экономической точки зрения. Попробуем сравнить технические решения, заложенные в конструкции, и те плюсы и минусы, которые из них следуют.

Какой же машине отдать предпочтение:
- отечественной или иностранной?
- большой или маленькой?
- классической или переднеприводной, а может быть с приводом на все колеса?
- седану, хэтчбэку, универсалу, пикапу, вэну или микроавтобусу?
- с классическим рядным четырехцилиндровым мотором или с экзотикой вроде трех или пяти цилиндров?
- с ручной или автоматической коробкой передач?
- красный или брызги шампанского?
- c крышей или без?
- с прицепом или…

Важными критериями при выборе являются следующие:
- первая ли это будет у вас машина или вы уже имеете некоторый опыт; 
- планируете ли вы сами обслуживать и чинить автомобиль или обратитесь при необходимости к специалистам;
- как вы планируете эксплуатировать машину: будете ли ездить каждый день круглый год или лишь по выходным при хорошей погоде, станет ли автомобиль рабочей лошадью или будет выполнять представительские функции;
- сможете ли вы позволить себе дорогостоящие современные расходные материалы, в первую очередь - горюче-смазочные?

Если вы планируете впервые сесть за руль собственной машины - отдайте предпочтение отечественной. Не так существенно, будет ли это ГАЗ или Лада, - важнее то, что вы еще не готовы самостоятельно решать инженерные задачи по поиску или изготовлению экзотического болта или уникальной шаровой опоры. Отдав предпочтение отечественной технике, вы всегда найдете желающих за разумное вознаграждение помочь вам в техническом обслуживании и ремонте. Вы не будете озабочены индексом API моторного масла - спросите "жигулевского", оно подойдет и к Москвичу, и к Запорожцу. Что вы проиграете? Российские машины в большинстве случаев являются неплохими повторениями не худших для своего времени западных разработок. Поэтому они просто на поколение старше своих современных заграничных собратьев.

Иностранная машина даже 10-летней давности, но хорошего производителя, немного порадует владельца, обладающего некоторым опытом, продуманностью и большей современностью конструкции, удобством кабины, во многих случаях - неплохим техническим состоянием. Но подход при ремонте и обслуживании здесь один - доливать, заменять или регулировать что-либо следует в точном соответствии с руководством, которое еще нужно достать и перевести на русский язык. Особенно следует остерегаться любительских химических экспериментов на моторном масле и жидкости для автоматических коробок передач. Не следует брать некое маслице неизвестного происхождения и улучшать его жидкостью из красивой баночки - солидные фирмы, производящие и продающие масла давно уже все улучшили до возможного предела и несут за свои результаты ответственность на жесточайшем рынке. Присадки, продающиеся в магазинах, направлены на изменение некоторого ограниченного числа параметров материала, каково их влияние на остальные - неведомо даже производителю. Еще раз повторим: все идущее в иностранный, а лучше и в отечественный, автомобиль должно быть известного производителя и отвечать спецификации.

Коль скоро разговор у нас зашел о маслах, уделим им еще несколько строк. В настоящее время отечественные производители начинают сертифицировать и маркировать масла в соответствии с международной системой - о ней и речь. Многие знают об индексе вязкости SAE. Он определяет способность масла сохранять текучесть при низких температурах и оставаться достаточно вязким при высоких: первое важно для пуска зимой, второе - для работы прогретого мотора. Для каждого мотора есть своя шкала применимости по SAE в зависимости от температуры воздуха - не следует прямо переносить рекомендации с одной машины на другую. Хотя всесезонные масла SAE 10W/40 подойдут для неполярных и нетропических районов круглый год. Другой важной характеристикой является комплексный индекс качества API. Для карбюраторных двигателей он содержит литеру S, для дизелей - C. Группы масла маркируются по улучшению литерами от A до H, хотя в настоящее время в ходу F, G и H. Последнее является наиболее качественным и, соответственно, весьма дорогим. Для примера, Ладе подойдет масло SAE 10W/30 API SF. Маслом SAE 10W/40 API SG вы ее порадуете, а вариант SAE 5W/50 API SH следует считать выброшенными деньгами - это нужно для очень "зажатых" спортивных моторов с впрыском и турбонаддувом. При переходе от одного производителя к другому следует проверить таблицу совместимости, в солидных магазинах такие таблицы есть. Помните: смешивать масла в общем случае нельзя!

Но мы несколько отвлеклись от нашей основной темы.
Большой автомобиль или маленький? Относительно габаритов кузова все более-менее ясно: в большой поместится больше. Однако и вес, а следовательно и большинство динамических параметров изменится не в лучшую сторону. Достоинства тяжелого автомобиля (например волги )проявляются при дальних поездках: он устойчивее к поперечным порывам ветра и в нем менее заметны мелкие неровности дороги. Следует учесть, что автомобиль крупнее Москвича 2141 трудно разместить в стандартном гараже размерами 3х6 м. Очевидны и проблемы с уличной парковкой. Обычно крупный и тяжелый автомобиль существенно безопасней для находящихся в нем по сравнению с маленьким в случае аварии - здесь работает элементарная физика: динамика толчка сглаживается. Но и управлять им надо более "по-взрослому", отдавая себе отчет, что в случае неудачного маневра вашей Волги какoй-нибудь Daewoo Tico может превратиться просто в металлолом. В остальном же вес для автомобиля - как для женщины. 

Большое значение для управляемости автомобиля и динамики движения в целом имеют расстояния между передней и задней осями (база), между плоскостями колес (колея), а также их отношение. Чем больше база, тем устойчивее автомобиль на скользкой дороге и тем больше вероятность оторвать глушитель при подъезде к даче или при въезде в гараж, хотя мелкие неровности дороги длиннобазный автомобиль будет нивелировать. Чем шире колея, тем устойчивее автомобиль в крутом повороте и тем вероятнее улететь в канаву, въехав одним бортом на заснеженную или песчаную обочину. Соотношение этих параметров определяет многие известные черты характеров наших персонажей: Запорожец пройдет по каменистой или пересеченной корнями лесной дороге и по глубокому снегу, но проявит норов на льду; классическая Лада из-за довольно широкой колеи будет стремиться вильнуть в снежной каше, а на ледяной дороге ее базы явно недостаточно; классический Москвич в этой ситуации значительно устойчивее, но в снег или песок он зароется с великой охотой, правда, по несколько другой причине - компоновка и распределение веса.

Итак, компоновка. С начала века классикой является переднее расположение силового агрегата (двигатель со всем приданым, сцепление, коробка передач) - карданная передача к заднему мосту - главная (в смысле головная) передача в блоке с задним ведущим мостом при зависимой подвеске задних колес. Классическая компоновка в настоящее время характеризуется, пожалуй, одними недостатками, кроме относительной простоты: механика занимает все пространство под машиной, карданный вал требует продольного туннеля в днище и велика опасность погнуть его о какую-нибудь неровность, над задним мостом приходится располагать поперечный туннель, проблематична желательная по современным меркам независимая подвеска задних колес, а также поперечное расположение двигателя, неизбежны конические или гипоидные передачи, предъявляющие повышенные требования к трансмиссионным маслам. Передний привод решает многие из компоновочных проблем: двигатель естественным образом встает поперек, главная передача в блоке с коробкой передач могут работать на обычных моторных маслах, днище может быть плоским от педалей управления до заднего бампера, задний мост может быть решен как угодно конструктору. Платой за это являются передние полуоси, представляющие на современных автомобилях сложное и дорогое устройство, а также увеличенный радиус разворота автомобиля и некоторые сложности обслуживания механики, практически полностью сконцентрированной под укороченным капотом.

Переднеприводная машина по сравнению с классикой доставит механику немало скорби, хотя искусство конструктора может существенно смягчить ситуацию. Автомобили с постоянным приводом на все колеса не очень часты и обычно представлены джипами, хотя есть и дорожные 4х4, например среди Audi. Кроме улучшенной проходимости, которая достигается не столько полным приводом, сколько наличием блокирующихся дифференциалов, не позволяющих одному из колес проворачиваться без участия остальных, эти машины гораздо лучше держат дорогу на скорости, чем классики или переднеприводные. Именно неотключаемый полный привод позволяет нормально перемещаться Ниве, имеющей соотношение колея/база, непригодное для другой компоновки. Те знакомые владельцы Нив, которые ввиду поломок были вынуждены отказаться от полного привода, уже побывали в канавах. Переходным вариантом между классикой и полным приводом являются джипы с отключаемым передним мостом, и типичным представителем этой группы служит УАЗ. Эти машины при отключенном переднем мосте ведут себя точно так же, как классики. Обратное также справедливо, а примером является ЛуАЗ с отключаемым задним мостом.

И все-таки рядовой покупатель скорее всего должен будет выбирать между классикой и передним приводом. Как ведут себя эти машины в движении? Разница проявится на скользкой дороге. Классик, а в еще большей мере автомобиль с задним расположением силового агрегата - Запорожец, Volkswagen "Жук", Porsche, болид Формулы 1, - очень скоро продемонстрируют водителю, что такое занос задней оси. Заносом вообще называется скольжение колес поперек плоскости вращения, а причиной его является закон Ньютона, согласно которому в отсутствие действия сил тело движется прямолинейно и равномерно. Отсутствие сил наступает при недостаточном коэффициенте трения резины о скользкую дорогу, а прямолинейность проявляется в нежелании некоторой части автомобиля проходить поворот в соответствии с замыслом водителя. Итак, занос задней оси приводит к тому, что задняя часть автомобиля продолжает двигаться прямо, в то время, как перед уже направлен в поворот, что приводит к началу вращения автомобиля вокруг приблизительно середины передней оси. Технику вывода из заноса и движения в управляемом заносе мы сейчас рассматривать не будем, однако отметим, что для заднеприводных машин занос задней оси является повседневным явлением при зимней езде. На переднеприводной машине, особенно с шипованной резиной, можно отъездить несколько зим, не ведая о заносе задней оси: по образному выражению одной из статей в переднеприводная машина идет за передними колесами "как нитка за иголкой". Зато уж если ее понесет, удержать будет намного сложнее, чем классику. Переднеприводную машину следует аккуратно водить круглый год и не думать ни о каких заносах - лишь одно следует помнить: плавно прибавляйте газу в поворотах и берите чуть-чуть круче рулем, поскольку на скользкой дороге переднеприводной автомобиль немного спрямляет. Этот вариант особенно подойдет милым дамам и вообще всем, кто хочет много и постоянно ездить, не изображая "дядю-гонщика".