Поиск автомобиля

Школа безопасного вождения Honda: паркуемся, скользим и тормозим

Школа безопасного вождения Honda: паркуемся, скользим и тормозим

Курсами водительского мастерства обзавелись многие: у Audi — «Школа водительского мастерства», у Mazda — «Академия спортивного вождения»… Похожие программы разработали и реализуют BMW, Jaguar, Mitsubshi и Land Rover. Это — школы спортивного вождения, которые, в основном, делают акцент на экстремальную езду и контраварийную подготовку. А что делать водителю, который хочет научиться правильно парковаться и безопасно ездить? Таким автомобилистам подойдут бесплатные семинары безопасного вождения, которые организует компания Honda.
Занятия хондовской школы безопасного вождения абсолютно бесплатны, причём пройти курс может не только владелец автомобиля Honda, но и любой желающий

Хондовские семинары — не российская инициатива, а часть всемирной программы, реализуемой японским производителем автомобилей, мотоциклов и квадрациклов. Причем программу, которая сегодня охватывает 36 стран, японцы начали создавать четыре десятилетия назад! С 1971 года на родине самураев и роботов подготовку прошли 4 миллиона 796 тысяч 400 водителей, которых обучали 190 тысяч инструкторов (сегодня 100 специалистов ежегодно проводят тренинги для 75 тысяч японских автомобилистов). Но кто будет обучать безопасному вождению россиян?
«Центр безопасности вождения» отличается скромными размерами, зато подобную площадку может себе позволить почти каждый дилер, если заменит дорогую базальтовую плитку керамической

Оказывается, процесс передачи знаний таков: от японского специалиста — российскому инструктору, от российского инструктора — менеджеру автосалона, от менеджера автосалона — покупателю автомобиля. Поэтому возникает сомнение: насколько исказится информация, пока она пройдет от японского инструктора до российского водителя? Хондовцы утверждают, что процент искажения минимален: дескать, обучение сопровождается выдачей материалов (печатных и электронных), где основные упражнения описаны подробно и понятно. Придётся проверить!
Площадка, имитирующая лёд, — сложнейшее инженерное сооружение: на многослойную основу уложена базальтовая плитка из Чехии, для орошения которой смонтирована специальная система

Местом, где журналистам демонстрировали программу, оказался хондовский «Центр безопасности вождения», основная составляющая которого — асфальтовая площадка длиной 225 м и шириной 30 м, где имеется отрезок (длина — 44 м, ширина — 13 м), уложенный скользкой базальтовой плиткой и оснащенный системой автоматического полива. Будем скользить! Но сначала пришлось послушать историческую справку, закрепить теоретические навыки и посмотреть, какие упражнения покажут инструкторы. Мы, признаться, ожидали, что теория окажется скучной, но…
Инструкторы Андрей Демидов и Алексей Морунов тренируют менеджеров автосалонов, которые, в свою очередь, на специально организуемых семинарах обучают покупателей

Хондовские инструкторы безопасности вождения — Алексей Морунов и Андрей Демидов — оказались хорошими учителями, которые доступно и занимательно объясняли элементарные, но жизненно важные вещи: например, как правильно отрегулировать водительское кресло и рулевое колесо, чтобы обеспечить правильную посадку. Дальше — как мгновенно отстёгивать ремень, как безопасно покидать машину, как правильно закрывать капот… «А вы советуете пристегнуться тем, кто садится сзади?» — неожиданно спрашивает и замолкает Алексей Морунов.
Honda не брезгует объяснять элементарные вещи. Заметим, что даже среди автомобильных журналистов было мало тех, кто быстро и правильно отвечал на простые вопросы инструкторов

Такие неожиданные вопросы — неотъемлемая составляющая семинара, чтобы обучаемые становились участниками диалога и успешнее усваивали информацию. «Нет? Не советуете пристёгиваться?» — продолжает попытки расшевелить публику инструктор. — «Тогда смотрите!» Алексей вальяжно располагается на заднем диване седана Accord, который неспешно разгоняется и… резко тормозит! Инструктор, даже ожидая подвох, таранит головой спинку переднего сидения. Наглядно! Дальше — не менее наглядная демонстрация современных систем активной безопасности VSA и ABS.
Переставка наглядно показывает автомобилистам, что нужно выбирать не самую дешевую машину, а ту, где установлены современные антиблокировочная и противозаносная системы

Кстати, почему японцы называют систему курсовой устойчивости VSA, хотя гораздо привычнее аббревиатура ESP? Оказывается, ESP — название патентованное, которое используют производители автомобилей, оплатившие патент. Остальным приходится придумывать собственные наименования, хотя поставщик и компоненты VSA и ESP — абсолютно одинаковы. «Вы представляете, насколько VSA и ABS полезны водителю?» — заканчивает вынужденную расшифровку аббревиатур инструктор. — «Не спешите отвечать, сейчас увидите своими глазами!»
Экстренное торможение на скользкой поверхности — упражнение сложное. Оказывается, тормозить на машине с ABS нужно максимально быстро, одним мощным ударом ноги

Суть упражнения, показанного инструкторами, проста: машина разгоняется и тормозит на участке, где под левыми колесами — асфальт, а под правыми — мокрая базальтовая плитка. При работающей ABS автомобиль останавливается быстро и ровно, но стоит инструктору отключить систему, машина становится неконтролируемой и начинает вращаться. Дальше — похожее упражнение, показывающее полезность системы стабилизации: на базальте инструктору необходимо преодолеть змейку и объехать поролоновые кубики. Когда VSA отключена, маневрирование заканчивается разворотом машины.
Это упражнение помогает буквально за несколько минут почувствовать габариты автомобиля: полосатые стержни наглядно показывают, где находятся оси, колея и бамперы машины

Насмотрелись? А теперь займёмся практикой! Нет, проверять особенности управления автомобилем при включенной и при отключенной ABS на маленькой площадке опасно — можно протаранить металлический отбойник, поэтому займемся упражнениями попроще, но гораздо полезнее. Первым номером практической составляющей становится обучение чувству габаритов: оказывается, научиться чувствовать размеры автомобиля (хоть маленького хэтчбека, хоть огромного кроссовера) — минутное дело! Для этого достаточно правильно разложить стержни-ориентиры (см. фото выше).
Никаких фокусов нет — крутить рулём и нажимать педали нужно — но, зная универсальную методику, можно «параллельно припарковаться» или «заехать в гараж» быстро и на любой машине

Затем, чтобы закрепить полученные навыки, журналистов отправили тренироваться туда, где чувство габаритов — важнейшее ощущение: парковать машины. «Главное — четко представлять последовательность действий», — поясняют инструкторы. — «Когда увидели свободное парковочное место, нужно продумать: сначала — это, потом — это, следом — это…» Причем освоение предложенной методики парковки потребовало получаса, а, спустя неделю, вспомнить подзабытое помогли лифлеты — печатные материалы, которые получает каждый покупатель автомобиля Honda.
Скорость — всего на 5-10 км/ч выше, а управлять машиной намного сложнее. Сбитые кубики в реальной жизни могли оказаться зазевавшимся пешеходом или стоящим посреди дороги препятствием

Кстати, лифлеты активно пропагандируют соблюдение скоростного режима, но только реальная практика позволяет понять, как связаны скорость, управляемость и торможение. Поэтому следующие упражнения — управляя Honda Accord, проехать змейку и выполнить переставку, причем пластиковые конусы и поролоновые кубики выставлены на мокрой базальтовой плитке. Легко? На 40 км/ч — совершенно элементарно, на 45 км/ч — немного сложнее, на 50 км/ч — абсолютно нереально: машина пролетает площадку, передним бампером сгребая выставленные препятствия.
Сначала — припарковать автомобиль, затем — преодолеть змейку и отработать торможение, поэтому занятия напоминают обычную автошколу. Но пользы несравнимо больше!

«Ученику обычной автошколы объясняют, как трогаться и разгоняться, но забывают показать правильное торможение», — комментирует происходящее инструктор Алексей Морунов. — «Это — основной недостаток российских автошкол, а недостаток российских водителей — пренебрежение собственной безопасностью: только высокими штрафами соотечественников приучили пристёгиваться! И мы продолжаем повторять ошибки: выбираем наиболее доступный автомобиль — без ABS, без ESP — когда логичнее выбирать наиболее безопасный…»
Название «Safety — Russia» можно перевести как «Безопасность — России». Жаль, что россияне не очень ценят безопасное вождение: около 70% покупателей Honda отказываются от бесплатных курсов

В этих словах хондовская философия безопасного вождения: они не советуют отключать систему стабилизации; они не рекомендуют проходить повороты веером; они не требуют осваивать полицейский разворот. Зато хондовцы прививают навыки правильной парковки и безопасного вождения, поэтому, если вам владельцу автомобиля Honda позвонит менеджер автосалона и предложит посетить семинар безопасного вождения обязательно соглашайтесь! А можно самому обзвонить несколько дилерских центров и уточнить, когда состоится ближайшее мероприятие.